Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Советы родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Предлагаем некоторые рекомендации, которые возникли в результат нашего опыта работы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Надеюсь, что эти советы помогут вам преодолеть психологические трудности и обрести надежду и смысл в жизни.

  1. Постарайтесь преодолеть страх и отчаяние
  2. Необходима определенность. Вы должны уточнить ситуацию, в которой находится ваш ребенок
  3. Определитесь, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье в первую очередь
  4. Постарайтесь принять факт наличия недостатков развития у вашего ребенка
  5. Измените отношение к вашему ребенку, не считайте его бесперспективным
  6. Примите вашего ребенка таким, каков он есть
  7. Вашему ребенку нужна педагогическая помощь: чем раньше вы начнете специальную коррекционную работу с ребенком, тем большего успеха достигнете
  8. Матери ребенка: помогите себе, измените отношение к себе
  9. Матери ребенка: измените отношение к отцу ребенка
  10. Отцу ребенка: измените свое отношение к жене
  11. Будьте активными в общении со своим ребенком
  12. Отцам, дедушкам и бабушкам: не теряйте контакта с вашим сыном, дочерью или внуками, не считайте, что этим должна заниматься только мать малыша
  13. Отцам, дедушкам и бабушкам: окажите поддержку матери больного ребенка в ее уходе за ним

1. Постарайтесь преодолеть страх и отчаяние

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается вами как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, который вы испытываете, в первую очередь как его родители. Не корите и не вините себя.

Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали, когда наступит долгожданный час и родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется вам наполненной непроходящей тоской и болью.

Не отчаивайтесь! Не все так безнадежно! Возьмите себя в руки! Вашему ребенку, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы нужны ему мужественными, сильными, а не слабыми и беспомощными. Наберитесь терпения и помогите ему и себе. Преодолейте страх и отчаяние. Помните о том, что не отчаяние и неверие в свои возможности, а любовь к ребенку и терпение, постоянная забота о нем позволят вам добиться наибольших успехов. Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим рекомендациям.

2. Необходима определенность. Вы должны уточнить ситуацию, в которой находится ваш ребенок

Чтобы найти выход, лучше действовать, а не предаваться переживаниям. Но действовать нужно обдуманно. Я предлагаю вам следующий план. Вашему ребенку потребуется различные виды помощи, а именно:

  • медицинская;
  • педагогическая;
  • психологическая.

3. Определитесь, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье в первую очередь

Медицинская помощь.

Вы обязательно должны проконсультировать своего ребенка у невролога, детского психоневролога или детского психиатра. Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации вашего ребенка.

Если вас волнует вопрос рождения других детей в семье, не забудьте обратиться в генетическую консультацию. Уровень развития современной науки позволяет достаточно точно определить риск повторного рождения «неблагополучного» ребенка.

Диагностика и психолого-педагогическая помощь.

Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно. Необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена. В нашей стране существует широкая сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с различными отклонениями в развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ЗПР, УО, РДА). В этих учреждениях используются специальные методы, направленные на их обучение, развитие и адаптацию к социальной среде.

Если ваш ребенок дошкольного возраста и страдает такими расстройствами, вы можете обратиться в районную или городскую (МППК), в психолого-медико-социальный центр или реабилитационный центр по месту жительства. Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

4. Постарайтесь принять факт наличия недостатков развития у вашего ребенка

Не пытайтесь убедить убедить специалистов, к которым вы пойдете на консультацию, в том, что ваш ребенок такой, как все. Будьте внимательны к их советам и рекомендациям. Не бойтесь постановки ребенку «страшного» для вас диагноза (УО, РДА и др.). Не уподобляйтесь страусу, который прячет голову под крыло, чтобы не видеть опасности. Примите существующую реальность — нарушения развития у вашего ребенка. Многие родители тратят драгоценное время, силы и энергию зря, отрицая существующие у ребенка проблемы. Некоторые стараются как бы их не замечать. Другие слишком много думают о них, внутренне страдают и также стараются и также стараются доказать окружающим, что для них этих недостатков нет. Такое понимание сложившейся ситуации непродуктивно. Оно не принесет пользы ни вам, ни вашему ребенку, ни окружающим. Поступая т. о., вы вовсе их не разрешите, а лишь «закрываете» глаза на их существование. Не отрицайте наличие проблемы. Найдите в себе мужество и признайтесь в том, что у вашего ребенка есть отклонения в развитии. Ведь, в сущности, не столько важно, как называется заболевание или состояние, в котором находится ваш ребенок. Это лишь термин, которым пользуются специалисты. На наш взгляд, вам важнее знать, какие существуют возможности коррекции этих нарушений. А в этом помогут специалисты — врачи, психологи, педагоги. Не травмируйте себя и не испытывайте стыда из-за поставленного диагноза.

Постарайтесь также не поддаваться агрессии, раздражению, подавленности и страху, которые естественно, могут возникнуть из-за волнения о здоровье вашего ребенка.

5. Измените отношение к вашему ребенку, не считайте его бесперспективным.

Испытывая чувство отчаяния, горечи и боли, многие родители склонны к гиперболизации проблем своего ребенка и рассматривать его будущее как бесперспективное.

Не преувеличивайте проблемы вашего ребенка и не рассматривайте его будущее как бесперспективное.

Не преувеличивайте проблемы вашего ребенка. Никогда не говорите себе, что из него ничего не выйдет. В жизни есть много такого, что предсказать с позиций сегодняшнего дня трудно. Все зависит от вашей мудрости, терпения и усилий.

С другой стороны, не стройте себе воздушных замков и не ждите чуда. Его не будет. Никто не может сделать так, чтобы у вашего ребенка не осталось проблем. Но только в вашей власти сделать для него максимальное много.

Не старайтесь быть также «скорой помощью» для вашего ребенка. Не делайте за него то, что он может сделать сам. Постепенно приучайте его преодолевать посильные для него трудности. Только руководя этим процессом, вы сможете ему помочь. В случае неповиновения ребенка, его непослушания, переходящего в истерику или упрямство, покажите ему правильный выход из трудного положения. Продемонстрируйте ему при этом свою любовь.

Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего ребенка. Это путь, безусловно, сложнее, чем у нормальных его сверстников. Но и на нем ему улыбнутся радость, успех, и счастье быть любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.

6. Примите вашего ребенка таким, каков он есть

Постарайтесь строить ваши отношения с ребенком на основе любви и взаимного доверия. Ваш ребенок в любом возрасте, будь но младенцем или уже подростком, все равно ваш РЕБЕНОК. Он нуждается в том, чтобы о нем заботились.

Наличие у вашего ребенка нарушений развития вовсе не означает, что вы и он несчастны. Наоборот, такие дети чистосердечны и бесхитросны. Их отношение к людям проникнуто сердечностью, дружелюбием, искренностью, преданностью и любовью.

Любите вашего ребенка. Не отвергайте его из-за его физического или интеллектуального несовершенства! Поверьте, что через некоторое время, эти недостатки для вас перестанут быть значимыми. Подумай о том, что это ваша плоть и ваша «кровинка». И вам станет важно только то, что он вас любит и что ему нужны ваши тепло, ласка и защита.

7. Вашему ребенку нужна педагогическая помощь: чем раньше вы начнете специальную коррекционную работу с ребенком, тем большего успеха достигнете

Но что значит специальная и коррекционная работа? Она предполагает оказание вашему ребенку помощи специалистов, владеющих специальными методами коррекции различных нарушений, возникающих в детском возрасте. Чтобы получить необходимые знания по этим вопросам, вам так же необходимы консультации специалистов.

8. Матери ребенка: помогите себе, измените отношение к себе

Прежде всего, не думайте о том, что у вас родился и растет не такой, как у всех, ребенок. Боль, которую вы перенесли и которая сейчас в вашем сердце, наносит вам огромный вред. Запретите себе подобные мысли. Не фиксируйте свое внимание на мрачных переживаниях, не «застревайте» в печальных состояниях. Ваши мысли не должны постоянно кружить вокруг проблем вашего малыша. Жизнь предоставляется невыносимо трудной, когда события развиваются негативным образом по отношению к вам.

Если вам очень плохо, а помочь некому, постарайтесь вспомнить какое-либо приятное событие из вашей жизни, вспомните ощущения и чувства, которые вы тогда испытали. Постарайтесь как можно дольше задержаться на этих воспоминаниях о приятных событиях вашей жизни, чтобы уравновесить ими ваши настоящие (негативные) ощущения. Для вашего организма подобные воспоминания станут своеобразным «психологическим витамином», с помощью которого вам удаться преодолеть психологический дискомфорт. Если печальные мысли не покидают вас постоянно, это нужно делать каждый день.

Одновременно научитесь управлять собой, своими ощущениями и чувствами, мыслями и действиями. Пощадите себя и в случае возникновения тревожного или депрессивного состояния научитесь говорить себе «СТОП».

Прогнозируйте любую ситуацию, участником которой становитесь вы, ваш ребенок и окружающие вас лица. Если вы почувствовали недоброжелательное отношение к себе или к ребенку, не старайтесь изменить позицию другого, доказывая, что он не прав. Не тратьте силы на бессмысленный спор. Просто отойдите от этого человека. Всегда ведите себя корректно. Не повышайте голос и не кричите. Не превращайтесь в фурию, которая всегда готова защитить своего ребенка, даже если он не прав.

С другой стороны, умейте защищать себя и ребенка. В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием вашего ребенка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите себя и ребенка в невидимый футляр, броню), отделяющую вас от любого неприятного и раздраженного субъекта.

Научитесь смягчать, нейтрализовать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим. Старайтесь разряжать тяжелую атмосферу позитивным настроением, улыбкой, шуткой. Но никогда не позволяйте унижать ваше человеческое достоинство. Не конфликтуйте на улице, в магазине или в транспорте, доказывая окружающим, что ваш ребенок такой же, как и другие. Научитесь уходить от конфликтов, когда вы не в состоянии перетянуть чашу весов в свою пользу.

Если у вас есть возможность оставлять ребенка с кем-либо из домашних, постарайтесь найти себе работу. Работа поможет вам чувствовать себя значимой и нужной другим людям.

Возобновите старые связи, вспомните старых друзей. Не прячьтесь в своем доме со своим горем и болью, как улитка в раковине. Постарайтесь найти среди ваших старых знакомых и новых знакомых тех, кто бы мог адекватно принимать вас и вашего ребенка тех, на кого вы могли бы его оставить в случае необходимости на некоторое время кто мог бы вас поддержать в трудную минуту.

9. Матери ребенка: измените отношение к отцу ребенка

Не обвиняйте мужа в том, что из-за него ребенок родился с недостатками в развитии, ведь это ваш общий ребенок. Для укрепления взаимоотношений между ребенком и отцом старайтесь привлекать мужа к заботам о малыше, давая ему различные поручения. Пробудите в муже интерес к развитию малыша, зажгите его вашими идеями и маленькими совместными с ребенком успехами. Используйте выходные дни для проведения общего досуга, приобщая к этому мужа.

Стремитесь к тому, чтобы чувство смущения, которое испытывают мужчины, везя в коляске своего больного ребенка, постепенно исчезло у вашего мужа. Ведь чем ближе сердце к ребенку, тем меньше замечаешь его физические и психические недостатки.

Старайтесь не замечать недостатков вашего мужа, постоянно подчеркивайте его достоинства — мужчины это любят. Хвалите его прежде всего за то, что он любит малыша.

10. Отцу ребенка: измените свое отношение к жене

Ваша жена, мать вашего ребенка, находится в состоянии постоянного стресса. Тот факт, что именно она родила больного ребенка, вызывает у нее самые противоречивые чувства, следствием которых являются слезы, истерики, непредсказуемый гнев, агрессия, бесконтрольная депрессия или апатия. Женщины очень тяжело переносят подобный удар судьбы, который для них равносилен смерти или потере самого близкого человека. Не каждый человек способен выдерживать удар такой силы, да еще и столь длительное время.

Постарайтесь понять чувства и переживания вашей жены. Не ставьте ей в укор то, ребенок родился таким. Ведь ребенок общий — ваш и ее. Нет смысла выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо решать обоим.

Быть мужчиной — значит быть сильным. Постарайтесь передать хотя бы часть вашей силы и мужества жене. Она испытывает огромную потребность в этом. Поверьте, ей необходима именно ваша поддержка.

Многие мужчины считают, что основная обязанность мужчины — материальное обеспечение семьи. Вы, конечно, правы. Но вашей жене, женщине, которую вы любите, и которая родила от вас ребенка, нужна еще и другая поддержка — психологическая, точнее, просто человеческая, душевная поддержка. Поддержите вашу жену словом, своей позицией, вашим отношением к ней и к ребенку. Пусть она почувствует, что рядом с ней действительно Мужчина (это значит — сила и мужество), который не оставил и никогда не оставит ее в трудную минуту.

Некоторые мужчины испытывают большие психологические трудности, связанные с проблемой вхождения в новую жизненную ситуацию, с проблемой привыкания к своему новому положению — отца больного ребенка. Им больно от мысли, что их ребенок, которому бы они хотели передать весь свой жизненный опыт, свое материальное имущество, свои творческие способности и неосуществленные мечты, оказался неспособным к принятию этого. Не спешите! Примите наш совет: не стремитесь уже сейчас решать эту проблему и решать за ребенка, что он сможет или не сможет в будущем.

Последуйте нашим рекомендациям:

  • старайтесь больше времени проводить с ребенком;
  • научитесь помогать ему в том, чего он пока не умеет (кормите его, одевайте, купайте); старайтесь в отдельных случаях заменить мать малыша или участвуйте в этом процессе вместе;
  • гуляйте с ребенком в свободное время, освободив жену для выполнения домашних дел;
  • не обращайте внимания на назойливые расспросы и советы окружающих, вызывающие у вас неприятные ощущения;
  • не срывайте свой гнев на ребенке, если он не справляется с каким-либо заданием или не умеет чего-либо делать. Покажите ему, как это нужно делать, подумайте, как можно его этому научить, посоветуйтесь с женой — у нее больше времени на ознакомление с рекомендациями специалистов;
  • вносите в общение с ребенком больше позитивной энергии, задора и радости; пусть ваше присутствие всегда будет связано в сознании вашей жены и ребенка с радостью, счастьем, уверенностью в будущем — им необходимо именно это, а вы это можете;
  • создавайте ваш очаг и дом. Жена и ребенок держатся за вас, как за соломинку. Кроме вас, у них нет другой опоры в жизни. Будьте для них этой опорой, и вы построите свое счастье!

11. Матерям и отцам: будьте активными в общении со своим ребенком

Матери ребенка необходимо знать, что в ранний период жизни (от рождения до трех лет), особенно в первые два года, основным фактором развития ребенка является ее общение с ним. В настоящее время доказано, что именно мать обладает специфическими и высокоэффективными возможностями стимуляции развития ребенка раннего возраста. Чем больше времени уделяет мать ребенку, тем успешнее будут преодолеваться недостатки его развития.

С первых дней жизни ребенка мать должна осуществлять разнообразную деятельность, направленную на развитие ребенка. Она должна разговаривать с ним, показывать ему различные игрушки и предметы, привлекая к ним его внимание, делать пассивные двигательные упражнения (двигать ручками и ножками ребенка), предварительно ознакомившись с рекомендациями врача, а также стимулировать ребенка к самостоятельным активным действиям.

Дети с недостатками здоровья гораздо пассивнее, чем нормально развивающиеся. Они реагируют на мать позднее, чем здоровые, позднее отвечают на ее ласки, ее обращение к ним. Именно поэтому матери необходимо быть более активной самой, больше уделять времени ребенку и не ограничивать свои контакты с ним удовлетворением лишь его биологических потребностей (кормлением, купанием, сменой подгузников). Но и во время этих каждодневных забот нужно тоже общаться с ребенком, разговаривать с ним, ласкать его.

Очень важно, что бы на этом этапе ребенок научился реагировать на ваше лицо, улыбку, ваши действия. Важно вызвать у него положительные ответные реакции — улыбку, смех, вокализации, движения ручками или ножками. Для этого чаще разговаривайте с ребенком, стремитесь к тому, что бы он научился реагировать на ваш голос, который всегда должен звучать нежно и ласково. Поиграйте с ребенком в игру «Ищи меня! Где я?». Наклонитесь над ребенком так, что бы он вас видел. Затем немного переместитесь в сторону и позовите ребенка. Постарайтесь сделать так, постарайтесь сделать так, чтобы его взгляд попал на ваше лицо. Затем вы можете спрятаться за спинкой кроватки ребенка или под платком, накинув его себя на голову. Важно, чтобы вы потом обязательно «Нашлись» и чтобы ребенок радовался вашему появлению.

12. Отцам, бабушкам и дедушкам: не теряйте контакта с вашим сыном, дочерью или внуками, не считайте, что этим должна заниматься только мать малыша.

Эмоционально-личностное общение с ребенком могут осуществлять и другие взрослые. В первую очередь отец, бабушки, дедушки, сестры и братья. Важно, чтобы это отношение было не только наполнено теплом и лаской по отношению к ребенку, но и способствовало его развитию и, таким образом, вхождению в человеческий мир.

Далее мы предлагаем родителям краткий план действий по воспитанию и обучению детей, страдающих эмоциональными, интеллектуальными, сенсорными или двигательными нарушениями. Мы не пытаемся изложить подробно все методики, а лишь сообщаем родителям те направления, по которым им следует работать и по которым они могут получить соответствующие консультации специалистов, а именно:

  • эмоционально-личностное развитие ребенка;
  • развитие предметной деятельности;
  • обучение навыкам приема пищи, опрятности, одевания и умывания;
  • обучение игре;
  • подготовка к школе;
  • обучение в специальной школе (если в этом возникла необходимость).

13. Отцам, дедушкам и бабушкам: окажите поддержку матери больного ребенка в ее уходе за ним.

Известно, что вероятность благополучного развития ребенка вообще, а тем более ребенка с отклонениями в развитии, выше, если его мать довольна своим положением в жизни и не испытывает при этом внутренних негативных переживаний. Очень важно, что бы ее самооценка, оценка ее отцом ребенка и окружающими были положительными. Это будет способствовать гармонизации отношений в вашей семье. Окажите ей помощь, будьте добры и ласковы с нею. Поддержите ее в заботах о ребенке.

Обновлено 1 февраля 2014 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Как правильно и с какой целью накладывается согревающий компресс?

Посмотреть ответ