Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Влияние раннего педагогического вмешательства на развитие ребенка

Большинство коррекционных программ придают решающее значение обучению детей письму, чтению, счету, не учитывая того, что для них более актуально научиться: есть, одеваться, справлять биологические потребности. Это относится и к раннему возрасту.

В этом возрасте главными педагогами ребенка являются родители, именно от них зависит обучение ребенка определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в норме, в случае обычного развития.

Задача педагогов РРЦИ — научить матерей быть хорошими педагогами для своего ребенка.

Родители в полном понимании слова не только люди, давшие жизнь ребенку, заботящиеся о физическом благополучии его, а полноправные педагоги, партнеры педагогов-профессионалов. Обучение — естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ребенком, родители, даже не сознавая этого, учат его чему-нибудь.

Чтобы процесс обучения детей родителями был осознанным, целенаправленным, необходимо их научить, как надо заниматься с ребенком, чему его учить, как справляться с возникшими проблемами.

Наше убеждение: чтобы хорошо учить ребенка, надо научиться хорошо его учить. Поэтому советуем найти специальное время для занятий. Это имеет свои плюсы и свои минусы.

Минусы — это то, что нужно по-другому перераспределить время жизни (а это трудно очень), свои привычки (потеря определенного времени на обучение). Но, делая за ребенка множество вещей, которые надо научить его делать самостоятельно, мы на деле становимся его рабами, прислугой и наносим ему же непоправимый вред. И получаем к 10–15–30 годам великовозрастного «ребенка», не умеющего завязывать шнурки, правильно есть, застегивать пуговицы, надевать одежду, одеваться, смывать унитаз.

Плюсы: общение, обучение своего ребенка самостоятельности, освобождение от роли вечной няни. Только не жалея своего времени и себя можно обогатиться на всю оставшуюся жизнь.

Встает вопрос: чему учить ребенка?

Самообслуживанию, игре, уходу за собой, оперированию понятиями, информацией, поведению.

Время и место учения. Инструментарий (чем пользоваться?).

Рекомендации, отработанные практикой: ежедневно по 2–3, 5–10, до 20 минут по нескольку раз в день 3–5 дней в неделю. Время обучения выбирается так, чтобы не мешали хозяйственные дела, другие дети, подруги, соседи, т. е. относительно спокойное время.

Место должно быть такое, чтобы не мешали другие помехи (телевизор, шумы, яркие картинки, гости, птички). Если в доме нет такого места, то надо его создать (приспособить).

Материалы для занятий отбираются в зависимости от целей занятия.

Задаемся вопросом: сможет ли ребенок с помощью этих материалов освоить то, что я хочу, сумеет ли сделать то, что от него ожидают. Если ответ «да», то материал подходит.

Мяч — удобно ухватываемый, бусинки крупные (не проглатываются, не засовываются в ноздри, уши); стол и стул по росту; предметы не травмирующие (не колют, не режут, не бьются).

Терпение. Обучение малышей, особенно «особенного» ребенка — процесс долгий, медленный, постепенный, обратно поступательный, без оптимизма невозможный.

Как учить? Обучать, наблюдать за динамикой (прогрессом) и преодолевать трудности. Успех занятий зависит от двух моментов:

1) инструктирование ребенка,

2) поощрение его усилий.

Принципы обучения: скажи ему, покажи ему, проведи его (вместе с ребенком, его руками в своей руке, ваши руки — часть его руки).

Сказать: ясно и просто, медленно (глядя в глаза — привлекая внимание), только понятными ребенку словами (удостовериться, понимает ли он слова: наверху, внизу, в, на, под, сверху, около, между, за, красный и т. д.). Если не понимает, то объяснять другими словами, понятными ему.

Показать (смоделировать), что ему нужно сделать. Слово дополняем демонстрацией, показом, чтобы он мог имитировать действия (поэлементно, пошагово). Делаем преувеличенно медленно, подчеркнуто четко.

По мере усвоения навыков сокращаем объяснения и моделирование (месяцы могут уйти на это!).

Направь меня (физическое руководство). Выполнение задания вместе с ребенком, «рука в руке». Вначале — действующее лицо — взрослый, ребенок — пассивный участник. Постепенно ослаблять руку. Когда ребенок сделает сам, проверить: может ли он сделать то же самое по словесному указанию, если может, то переходить к следующему этапу, действию.

Окончание урока — обязательно успешное решение задачи. Если не справился с этим заданием, то брать более простую задачу, но все равно занятие завершить успехом!

Поощрение: за то, что пошел на урок, что сел (сидел), послушал(ся). (посмотрел на меня), выполнил задание (или старался его выполнить). Постепенно ужесточать требования, поощряя за рост.

Успешное формирование навыков — процесс медленный и постепенный. Поощрение должно быть за правильное поведение, за то действие, о котором мы его просили. Внимание к ребенку — вид поощрения. Поэтому внимание к ребенку — тоже поощрение, которое закрепляет предыдущее (перед поощрением) поведение.

По мере усвоения навыка поощрение постепенно отодвигается или отменяется, похвала и чувство овладения навыком (победа!) — становятся стимулом действий. За усвоение последующих навыков — следующие поощрения, «Суперприз»...

Похвала — не «суперприз», а этап поощрения за попытку.

Игры на различение формы и величины предметов

На занятиях с детьми от 1 до 1,5 лет ставим следующие цели:

  • развитие координации мелких движений рук, зрительного контроля; различение формы, величины, цвета, пространственного расположения;
  • развитие мыслительных операций: подбор по аналогии формы, цвета;
  • установление последовательности ряда предметов, развитие элементов конструирования;
  • развитие речи: умение понимать речь взрослого узнавать, называть
  • предметы, качество, действий; развитие сосредоточенности, целенаправленности, аккуратности.

Материалы: башенки, кубы, шары, коробки, втулочки, конструктор и др.

Занятия повторяют столько раз, сколько нужно для овладения нужным навыком.

На каждое занятие ставится не более 1-2 дидактических задач. Это преимущественно моторные навыки, так как предметное действие — основа предметной деятельности (катание шариков, нанизывание на стержень одинаковых по размеру колец, накладывание кубиков друг на друга, кирпичиков, перекладывание предметов, втыкание втулочек, грибочков, открывание и закрывание коробок, матрешек, пузырьков).

Сами по себе двигательные задачи представляют сложность (детям 1–1,5 лет), поэтому занятия не осложняют дополнительными сенсорными и конструктивными задачами. Продвигаемся только после усвоения навыков.

Все материалы должны быть такими, чтобы ребенок мог их ухватить (около 4-5-6 см в диаметре).

Сенсорные знания появляются на опыте (шарики катятся, кирпичики и кубики неподвижно лежат), шары друг на друга невозможно ставить, а кубики и кирпичики можно. Словесно-: обозначение взрослого подкрепляет практический опыт, повторение слова самим ребенком (уже могут это в 1-1,5 года) закрепляет обобщенное восприятие формы. Поэтому постепенно вводим шары большие — малые, кубики большие — малые и т. д.

Усложнение задачи — опускание разных шаров в различные по величине отверстия («занимательная коробка»).

Разбирая предметы по признаку большой — маленький постепенно переносим на другие явления: машины, автобусы и др.

Более сложным для детей 1-1,5 лет является различение промежуточных размеров (контрастные — легче поддаются). Поэтому упражнения на составление ряда — трудные, но вырабатывает навык соотнесения предметов по качеству, т. е. приучает более тонкой дифференцировке, целенаправленности и даже планированию (большая матрешка не вставляется в маленькую). Приучаем справляться с заданием, не удовлетворяться неточным или неправильным решением.

До 2-х лет дети еще не справляются сбором трехместной матрешки, нужно проводить много занятий.

Облегчает решение задачи выкладывание кубов на плоскости в виде лесенки, это помогает зрительно ощутимее понять разницу в размере и последовательности ряда. Дифференциация кубов по размеру легче, чем колец, коробок, чем матрешек.

Наиболее сложными являются для детей действия с предметами различной окраски: уже нужно устанавливать связь между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета. Это дается ребенку гораздо труднее, чем установление связи между формой, величиной и соответствующими названиями (помогают мышечное чувство, осязание, а окраска воспринимается только зрительно).

Исламова Я. Н., учитель-дефектолог

Обновлено 1 февраля 2014 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Какую роль играют игры в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Посмотреть ответ