Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Именно эмоции образуют базовые структуры сознания

У нас каждый ребенок необычен. Мы не знаем, в каком месте рвется эта цепочка, и есть ли она вообще. Однако, мы обращаем внимание воспитателя на следующее правило. При работе над цветом, формой, величиной и прочими сенсо-моторными эталонами наблюдайте за эмоциональным реагированием ребенка, за его отношением к Вашим действия и к его собственным действиям. Именно здесь необходимо добиться от ребенка эмоционального реагирования, и только тогда даваемая Вами информация может активизировать его познавательные процессы: восприятие, воображение, память, мышление и влиять на их протекание. Именно эмоциональная экспрессия предшествует понятийным и оценочным процессам, а не символизированные, семантически неопределенные эмоции предстают в сознании в обход процессов когнитивной, познавательной деятельности. Успешность развития словесно-логического мышления зависит от интенсивности и разнообразия эмоций, включенных в воспитательный процесс.

Эмоции всегда с нами, и переживание эмоций в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям, чтобы понять, что наша перцептивная (ощущающая) система рассказывает нам о том, что происходит внутри нас и вокруг нас, и работает совсем не случайным или беспорядочным образом.

Два ребенка, внимательно воспринимающие вашу информацию, рассказ, объяснение по разному трансформируют, преобразуют. Эта разница в восприятии обусловлена разницей их чувств и интересов, что необходимо учитывать, реализуя индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Рассматривая эмоции как наиболее фундаментальный способ организации ощущений, имеющих мотивационное значение для ребенка, надо ориентироваться на то, что именно эмоции образуют базовые структуры сознания. Эмоции придают смысл ощущениям, которые затем и побуждают ребенка действовать. В основе познавательной деятельности малыша лежит сенсорный процесс, вызывающий эмоцию.

В общей «лестнице» психического развития логическое мышление формируется на основе образного, которое, в свою очередь, тесно связано с эмоциональным развитием ребенка. Вот почему мы так подробно на этом остановились.

Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей (Каплан Г. И. и Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974 и др.).

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979). Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987). Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском возрасте. В. Н. Мясищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности. Автор подчеркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность способствует формированию вязкости болезненных переживаний (Мясищев, 1961).

Ученики В. Н. Мясищева Гарбузов с соавторами выделяет 9 типов преневротического патохарактеро логического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожная синтонность; инфантильность и психомоторная нестабильность; контрастность. При этом авторы подчеркивают, что наиболее характерным типом является контрастность, т. е. противоречивость всех личностных характеристик (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977).
Поделиться…
Обновлено 1 февраля 2014 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что необходимо делать для профилактики гриппа?

Посмотреть ответ