Об учреждении
Государственное бюджетное учреждение Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями создан в 1992 году и является подведомственным учреждением Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Центр оказывает реабилитационные услуги детям с неврологической патологией (ДЦП, параличи различной этиологии др.), врожденными заболеваниями (синдром Дауна, аутизм), с умственной отсталостью (олигофрения), а также инвалидам вследствие заболеваний и травм.
В 2019 году в ГБУ РРЦ прошли реабилитацию 6175 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, которым оказано 483073 услуг.
Центр проводит реабилитацию детей инвалидов в следующих направлениях:
В своей структуре Центр имеет восемь отделений и два филиала.
1. Отделение медико-социальной реабилитации
г. Уфа, ул. Мушникова, 20. И.о. заведующего отделением: Кайкова Светлана Васильевна. Телефон: 8(347)238–81–17.
Медико-социальная реабилитация
В отделении вас примут квалифицированные специалисты:
- врач-невролог;
- инструктор ЛФК.
Также работают физиотерапевтические кабинеты, тренажерный зал.
Для лечения детей, больных ДЦП, в отделении применяется методика Дипрокор. Методика ДИПРОКОР основана на коррекции с помощью лечебного костюма «Адели», афферентного проприоцептивного потока, что в свою очередь вызывает нормализацию нарушений деятельности структур двигательной системы.
Методика максимально эффективна при условии постоянного движения ребенка во время пребывания его в лечебном костюме. В процессе развития двигательной активности ребенка должны учитываться и обязательно выполняется следующие требования:
- мотивация ребенка к движению;
- собственно движение;
- знание биомеханики движения.
Не соблюдение одного из требований значительно снижает эффективность методики ДИПРОКОР. В ГБУ РРЦ данная методика используется с марта 1997 года. Также для лечения больных ДЦП используется тренажер Гросса.
Психолого-педагогическая реабилитация
В отделении работают:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- социальный педагог;
- педагог дополнительного образования;
- инструктор по труду.
Основными направлениями работы педагогов являются:
- Психолого-педагогическое обследование детей, подростков, взрослых, поступающих на реабилитацию в Центр.
- Консультирование родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, подростков, взрослых перенесших ОНМК и др.
- Коррекционные занятия (индивидуальные и групповые).
- Участие в работе медико-педагогического совета (МПС) Центра.
Функционирует сенсорная комната, которая служит дополнительным лечебным методом, позволяющим повысить мотивацию к лечению, снять психоэмоциональное напряжение и уменьшить мышечную спастику, стимулирующим развитие двигательных функций.
Социально-бытовая реабилитация
Основными задачами социально-бытовой реабилитации являются:
- Стимулирование собственной активности ребенка, повышение интереса к окружающему миру.
- Развитие познавательной, подражательной деятельности, игровой деятельности.
- Формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, адекватного проявления эмоций и желаний.
- Выработка практических умений.
Коррекция поведения и мыслительных процессов.
- Социализация.
- Привитие навыков самообслуживания, уход за собственной одеждой и домом.
- Развитие двигательной активности.
- Развитие изобразительной деятельности, конструктивной, трудовой деятельности.
- Оказание психологической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями психоречевого развития.
2. Отделение социальной реабилитации
г. Уфа, ул. Проспект Октября, 133/2. Заведующий отделением: Гареева Светлана Мияссаровна. Телефон: 8(347)284–28–70
Медико-социальная реабилитацияВ отделении вас примут квалифицированные специалисты:
- врач-невролог;
- врач-ортопед;
- массажист;
- инструктор ЛФК.
В отделении организуется поэтапное выполнение индивидуальных программ медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Осуществляются лечебные физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- консультация врача-невролога, врача-ортопеда;
- массаж ручной с элементами ЛФК;
- адаптивная физическая культура;
- теплолечение (магнит, парафин);
- занятия в тренажерном зале;
- занятия на аппарате БОС «Аппарат функционального биоуправления с биологической обратной связью. БОС терапевтический — опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно — двигательного аппарата. С помощью БОС решаются задачи по восстановлению и тренировке нарушенного мышечного чувства, повышению сократительной способности ослабленных мышечных групп, снижению уровня спастичности мышц, устранению патологической синергии и асинергии, восстановлению реципрокности между мышцами-антагонистами. Занятия на аппарате Бос позволяет более точно определить физические возможности ребенка-инвалида для занятий тем или иным видом спорта. Два специалиста опорной профессиональной площадки прошли обучение по курсу „Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС).
- кинезиотерапия (рефлекторно-нагрузочные костюмы «Фаэтон», «Адели»).
- механотерапия (виброплатформа Galileо, установка «ОРМЕД», тренажер «Бегущий по волнам», тренажер Гросса, велотренажер, иппотренажер, беговые дорожки, тренажеры-ходунки и др.)
- аппаратная физиотерапия: магнитотерапия на аппаратах МАГ-30, АМО-АТОС, Магнитер АМТ-02, АЛМАГ, МАГАФОН (магнито-акустическая терапия).
- транскраниальная магнитотерапия на аппарате АМО-АТОС.
- микрополяризация на аппарате «Реамед-Полярис» и Магнон ДКС.
- лазеротерапия на аппарате Лазермед, электростимуляция.
- мезодиэнцефальная модуляция, электросон, электроанальгезия на аппарате Магнон ДКС,теплолечение на аппарате Sand-Relax.Также применяются аппарат «УЛЬТРАДАР» для дарсонвализации и ультратонотерапии, аппарат гальванизации и электрофореза ПОТОК-1, ДДТ –терапия, СМТ- терапия, флюктуоризация на аппарате РАДИУС, аппарат низкочастотной терапии «Амплипульс-5 БР» для СМТ-терапии,аппарат для прессотерапии,светолечение на аппарате БИОТРОН-ПРО,многоканальная электростимуляция мышц на аппарате «Миоволна», методы традиционной медицины (иглорефлексотерапия, гирудорефлексотерапия, цветотерапия, дыхательная гимнастика).
Психолого-педагогическая реабилитация
В отделении работают:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- педагог дополнительного образования;
- инструктор по труду.
Отделение располагает широкими возможностями обучения детей с использованием специальных и адаптированных программ и методик силами квалифицированных и опытных специалистов:
- коррекционные занятия учителя-дефектолога;
- коррекционные занятия учителя-логопеда;
- занятие на аппарате «RuListen»
- коррекционные занятия и консультации педагога;
- психолога;
- сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности различных категорий больных, является одним из важнейших дополнительных средств реабилитации.
- трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями - гарденотерапия.
Социально-бытовая реабилитация
Основными направлениями деятельности групп социально-бытовой адаптации является:
- оказание помощи в социально-культурном развитии;
- обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтроль;
- консультация родителей в вопросах семейного воспитания.
Арт-терапия
Занятия в арт-студиях ведется в нескольких направлениях:
- трудотерапия, которая ориентирована на решение психологических проблем, лечение неврозов и личностных расстройств, развитие мелкой моторики;
- творческая самореализация;
- укрепление психологического здоровья и профилактика «профессионального выгорания»;
- керамическая мастерская;
- мастерская рукоделие.

Социо-культурная реабилитация
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в интересах инвалидов и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с использованием средств культуры, искусства, творчества. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, обеспечивающих корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.
С 2012 года на базе ГБУ РРЦ реализуется план совместных мероприятий, утвержденный министром труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ивановой Л. Х. и генеральным директором ООО Газпром Трансгаз Уфа Шариповым Ш. Г. финансируемый ООО Газпром Трансгаз Уфа по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья.
В ГБУ РРЦ уделяют большое внимание и инклюзивному воспитанию и интеграции детей инвалидов в общество. Специалистами отделения психолого-педагогической реабилитации совместно со специалистами разработан проект «Растем и развиваемся вместе».
В 2016 году на базе ГБУ РРЦ реализуется проект «Здоровое поколение». Проект получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Читать подробнее о социо-культурной реабилитации
3. Отделение профессиональной реабилитации
г. Уфа, ул. Проспект Октября, 133/2. Заведующий отделением: Гареева Светлана Мияссаровна. Телефон: 8 (347) 284-28-70
Основная цель работы отделения профессиональной реабилитации: оказание эффективной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном самоопределении и правильном использовании своих трудовых возможностей и способностей, учитывающей как интересы индивида, так и потребности рынка труда. В отделении ведут прием: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-психолог, мастера производственного обучения.
В мастерских отделения проводятся профпробы по следующим направлениям:
- деревообработка,
- народно-прикладное искусство,
- художественное творчество,
- гончарное дело,
- швейное дело.
Во всех мастерских ведется кружковая работа, где детей обучают новым методам и технологиям различных видов творчества.