Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Филиал реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бакалинском районе РБ

История создания учреждения

По Постановлению Главы администрации Бакалинского района от 06.04.2001г. г. № 184 создано муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» и функционирует по сегодняшний день в ГБУ РРЦ как филиал реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бакалинском районе.
Основной задачей Филиала является создание всех необходимых условий для достижения каждым ребенком-инвалидом максимально возможного для него уровня развития жизнедеятельности, адаптации его к условиям нормальной, а не упрощенной жизни в обществе.

В филиале реабилитации работают высококвалифицированные, знающие и любящие свое дело специалисты. В штате филиала 10 сотрудников имеют высшее образование, из которых с высшей категорией — 2 чел., с первой категорией — 5 чел., со средним специальным образованием — 11 сотрудников, из них с высшей категорией — 3 чел.

В филиале работают стационарное и амбулаторное отделения.

Стационарное отделение для детей от 4 до 18 лет рассчитано на 20 мест, амбулаторное отделение на 5 мест принимает детей с рождения до 18 лет.

В филиал реабилитации поступают дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, логопедическими нарушениями, нарушениями слуха, зрения, с соматическими заболеваниями в стадии компенсации (заболевания почек, легких, нейроэндокринная, наследственная патология) и другими.

Филиал работает над интерактивной моделью реабилитации, которая направлена на развитие познавательных процессов, формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; развитие музыкальных и художественных способностей ребенка; оказание логопедической помощи и социально-медицинской — это восстановительная реабилитация магнитотерапией, ультразвуком, лазеротерапией Дети в филиале реабилитации получают медикаментозную поддержку, ручной массаж. Все воспитанники занимаются в зале лечебной физкультуры, посещают сухой бассейн, сенсорную и тренажерную комнаты.

Родители получают у специалистов Филиала консультации и методическую помощь в воспитании детей с ограниченными возможностями.

Цели деятельности Филиала

Создание условий для максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к жизни в семье, к обучению и труду.

Организация комплексной реабилитации, оказание квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой помощи.

Направления деятельности:

  • Медико-социальные услуги
  • Социально-педагогические услуги
  • Социально-психологические услуги
  • Социально-бытовые услуги

Социально-медицинские услуги

Организация квалифицированного медицинского консультирования и сопровождение реабилитационного цикла осуществляется медицинским персоналом. Стационарный цикл реабилитации предполагает работу с ребёнком в течение 21 дня, по истечении которых родители получают развёрнутую информацию о состоянии ребёнка, уровне и перспективах его развития.

В Филиале активно используются как традиционные, так и новые прогрессивные методы восстановительного лечения и двигательной коррекции.

Физиотерапевтический кабинет

Кабинет оснащен: «Амплипульс — 5», «Вулкан», «Мильта — Ф 8–01», электростимулятор «Стимул -1», облучатель ультрафиолетового для локальных облучений (УГН1), «Ультрадар», «Искра», гальванизатор «Поток — 2», УВЧ -30–03, ОКУФ «Солнышко». Физиотерапевтическое лечение проводит медсестра высшей категории Румянцева Ф. Ф.

В комплексной реабилитации больных применяются виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активация репаративных процессов. Уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения. А также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении.

Кабинет массажа

Согласно реабилитационной программы для подготовки и проведения биомеханической коррекции позвоночника, с целью расслабления спастических мышц и воздействия на миофасциальные тригерные точки мышц используется специальная система массажа.

Система массажа включает приемы классического, сегментарного и периостального массажа в сочетании с элементами постизометрической и антигравитационной релаксации. Для эффективного проведения биомеханической коррекции позвоночника необходима соответственная подготовка суставно-мышечного аппарата, которая осуществляется путем применения реалаксационных методик массажа.

Используется также элементы мобилизации суставов конечностей для увеличения их подвижности, точечный массаж для воздействия на тригерные точки, а также дренажный массаж, релаксационные положения и позы. Для активации гипотонических, бездействующих мышц применяются приемы тонизирующего массажа. Отлично справляется с поставленными задачами опытный специалист Марданов Ш. Ш.

Зал лечебной физической культуры

Зал оснащен различными тренажерами, реклинирующими системами, воротниками шанса, распорками, туторами, костюмами «Адели», «Гравистат».

Лечебная физкультура является одним из наиболее важных и действенных методов медицинской реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами. Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма — сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дефицитарности или недостаточности различных функций организма.

Со знанием дела применяет лечебные физкультурно — оздоровительные мероприятия специалист инструктор ЛФК Хаертдинова Г. М.

Во время занятий с пациентами для активации внутренних мотиваций инструктор демонстрирует пациентам приобретенные новые функциональные возможности, поощряя их за это.

Очень важным для эффективной реабилитации является продолжение необходимого двигательного режима с использованием комплекса рекомендуемых упражнений в домашних условиях. С этой целью родители участвуют в проведении занятий и осваивают необходимый комплекс упражнений.

Социально-педагогические и социально-психологические услуги

Специалистами Филиала проводится систематическая работа с родителями с целью объяснить им, что процессы медицинской и психолого-педагогической реабилитации должны идти параллельно, т. е. составлять единый комплекс реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемые части единого процесса.

Психолого-педагогическая реабилитация ребенка ведется по следующим направлениям:

  • Комплексная диагностика уровня развития ребенка.
  • Коррекционные занятия с учителем-логопедом.
  • Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
  • Тренинговые занятия с психологом.
  • Развивающие занятия с социальным педагогом, направленные на формирование и развитие навыков самообслуживания, способности ориентироваться в окружающем повседневно-бытовом пространстве.
  • Профдиагностика и занятия по профессиональному самоопределению.
  • Развивающие занятия с педагогами дополнительного образования. Пребывая в стационаре филиала, дети с удовольствием посещают развивающие занятия бумагопластикой (оригами), живописью и рисунком, занятия по изготовлению глиняной игрушки, изготовлению кукол из ткани и нитей, вязания крючком и на спицах; работают с природным материалом. Эти занятия помогают ребёнку испытать радость успеха, развить творческие способности, укрепить уверенность в себе.
  • Развивающие досуговые мероприятия, проводимые как в условиях филиала, так и с использованием возможностей общественных и культурных структур (ДДТ, РДК, школа искусств, музей и т. д.).

Наряду с традиционными методами коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, педагоги и психолог филиала применяют методы:

  • современные методы речевой коррекции с использованием логопедических компьютерных программ и тренажеров, предназначенных для коррекции звукопроизношения у детей.
  •  использование программы «Комфорт» — универсальной методики диагностики, коррекции и развития психофизиологического состояния
  • развитие творческих способностей ребенка и обучение навыкам работы на компьютере с использованием графического редактора.

Логопедическая работа ведется по программе «Современные технологии коррекции и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья». Философия программы основано на идее комплексного подхода к решению задач речевого развития детей с различной речевой патологией, с общим речевым недоразвитием. Одна из главных целей — способствовать эффективному освоению родного языка каждым ребенком, становлению и развитию всех сторон речи: фонетического, лексической, грамматической; формирование у него культуры общения, на основе коррекции имеющихся недостатков развития и создания компенсаторного становления фонда личности.

Для решения этих задач учитель-логопед высшей категории Никитина Г. Х. использует в своей работе:

  • логопедический массаж — для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  • дыхательные упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • постановка и автоматизация звуков
  • развитие фонематического слуха
  • логопедический тренажер «Дельфа-130»;
  • аппарат «Монолог» для комплексной реабилитации, страдающих заиканием;
  • развитие мелкой моторики;
  • СКЭНАР — терапия — для нормализации тонуса и мышц лица и активизации биологически активных точек.


Психологическая помощь

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития детей является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Дети с ограниченными возможностями здоровья все нуждаются в психологической помощи. Главная задача психолога — найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

При поступлении в филиал реабилитации все дети проходит диагностику, а за тем им оказывается коррекционная, профилактическая помощь. Для этого имеются специальные программы, методики. Неоценимую помощь при работе с детьми с сохраненным интеллектом оказывает комплексная программа «Комфорт», которая дает возможность диагностировать и корректировать психофизиологические состояния. Широко применяется метод тестирования. Для профориентирования и профдиагностики применяется компьютерная программа «Ориентир». Положительную динамику реабилитационному процессу дает занятия в сенсорной комнате.

Социально-педагогическая помощь

Наблюдение и оказание социальной помощи семьям осуществляют специалисты по социальной работе Филиала. С целью решения конкретных проблем, работа с семьями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями, осуществляется по следующим направлениям:

  • просвещение родителей по правовым вопросам;
  • организация консультирования семей ведущими специалистами;
  •  просвещение родителей об особенностях состояния и перспектив;
  • развития ребёнка; информирование о специфике принципов ухода, воспитания и обучения детей с определёнными формами отклонений;
  • помощь в овладении адекватными приёмами и средствами воспитания и обучения ребёнка с учётом его индивидуальных психических и физических особенностей и этапов развития;
  • объединение усилий и взаимодействия родителей в вопросах оказания помощи собственным детям — обмен опытом и взаимовыручка, организация досуговых мероприятий.

Социальный педагог высшей категории Голубева З. Ф. совмесно с другими специалистами организовывает различные мероприятия по проведению социально-культурной реабилитации, проводит работу с родителями. Также в своей работе с детьми использует различные обучающие компьютерные программы.

Под руководством инструктора по труду Аскаровой С. М. дети получают навыки изотерапии (лепка, рисование, аппликация). На кружковых занятиях дети учатся вышиванию, вязанию, бисероплетению, оригами.

Под руководством талантливого музыкального руководителя Ахметгареева Ф. С. в филиале реабилитации различные музыкально-развивающие мероприятия. Дети любят празники, посвященные к 8 марта, Дню Защитника Отечества, праздник Весны и труда, Детский сабантуй, праздник Осени, Новый год. Интересно проходит мероприятие, посвященное ко Всемирному Дню инвалидов, где спонсоры дарят детям свои подарки. Дети приобщаются к миру прекрасного, развиваются их музыкальные способности. На организованные праздничные мероприятия приглашаются дети-инвалиды всего района. Ансабль сотрудников радуют воспитанников своими выступлениями.

Педагог дополнительного образования Ахтямова Ф. З. занимается с детьми развивающе-позновательными занятиями, ведет кружок «Занимательной математики». В кабинете собраны разнообразные дидактические, демонстрационные материалы, богатая методическая литература.

В свободное время дети заняты интересными, увлекательными развивающими, сюжетно-ролевыми играми, конструированием. В уголке отдыха можно поиграть настольный теннис. Воспитательным процессом занимаются воспитатели Краюшкина З. Х., Зорина Н. М., Набиева И. Р. Каштанова З. Л.

В филиале реабилитации организовано 4х разовое диетическое питание. Повар Максимова С. А., Садриева Р. Ф. готовят разнообразные вкусные блюда. Завхоз Гимаева Ф. М. обеспечивает качественными, свежими продуктами. Социальные работники Вахитова Ф. А., Ханнанова Н. Б., Тузова А. Н., Калимуллина Т. В., Леонтьева С. Ю. поддерживают чистоту и порядок.

«Осенние фантазии»

Игровая площадка. Экскурсия на речку



Занятия с мамой. Экскурсия в пожарную часть № 65

Обновлено 9 мая 2014 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Как ощущается магнитотерапия?

Посмотреть ответ