Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Как воспитывать и обучать в домашних условиях умственно-отсталого ребенка?

Из-за поражения центральной нервной системы такие дети трудно осмысливают окружающую жизнь, часто не понимают требований взрослых. Поэтому советы и требования родителей должны быть немногословны. Занятия нужно строить в игровой форме, при этом выбирать игры, которые расширяют кругозор ребенка, развивают его речь. Давая задания, нужно обязательно показывать, как их выполнять.

Особое значение приобретает обучение умственно отсталого ребенка навыкам самообслуживания, что помогает в развитии речи и мышления. В формировании привычек важно соблюдать последовательность. Так, ребенка 4–6 лет следует учить убирать в определенное место игрушки, книги. Разговаривать с умственно отсталым ребенком следует спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу даже за незначительные успехи.

У таких детей наблюдается недоразвитие моторики. Они не умеют бегать, прыгать, направленно бросать мяч. Их не привлекают предметы сами по себе, поэтому для занятий следует выбирать яркие предметы, например красочные игрушки.
Научить такого ребенка элементарным движениям можно только после показа, например, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Для тренировки равновесия ребенка можно предложить ходить между натянутыми веревками или между стульями. Прежде всего, необходимо научить захвату предметов, которые отличаются по величине, форме, цвету, перекладыванию их с одного места на другое.

Когда ребенок станет постарше, нужно научить его пользоваться ключом, открывать двери с различными ручками, научить есть, одеваться, раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой, оправлять физиологические нужды.

Многие из этих детей начинают произносить отдельные слова только в 5–6 лет. Они понимают других, но сами говорить затрудняются. Речь таких детей с большими дефектами, что является результатом недоразвитости связок, неправильного расположения зубов, недоразвитости языка. Здесь необходима помощь логопеда, но кое-что можно делать и в домашних условиях, например, тренировать дыхание — научить ребенка сдувать ватку с книги, дуть на кораблик в тазу с водой и др.
Важно для умственно отсталых детей и воспитание дисциплины. Они очень внушаемы, любят подражать окружающим. Поэтому не представляет труда научить их здороваться, вставать, подавать руку, мальчику, входя в помещение, снимать головной убор, уступать место взрослым, поднимать упавший предмет, материал.

Обновлено 27 ноября 2013 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!