Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Государственное бюджетное учреждение

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Творческое развитие детей с ОВЗ посредством пирографии

       Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни каждого человека, и тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, занимающихся творческой деятельностью, усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, переживаниями, которые кажутся порой непреодолимыми для ребенка.

        Успешное освоение творческой деятельностью способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики пальцев рук, имеющей немаловажное значение для воспитанников групп компенсирующей направленности.

        Как показывает опыт, использование нетрадиционных техник выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в нем интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я сделаю неправильно». Дети начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

        Для плодотворной и продуктивной работы каждый педагог в своей деятельности пытается применять новые технологии и приемы.

        Техникой, позволяющей развить творческие способности у детей с особыми образовательными потребностями, стала техника «Пирография».

        Как известно, все новое – это давно забытое старое. Причем, старым то оно является для нас – взрослых, а детям – все это ново и неизведанно. Таким, забытым взрослыми и неизвестным детям, видом творчества является пирография.

        Пирография – это «рисование огнем». Огонь – это начало жизни, и суть заключается в том, что с помощью стихии огня и дерева можно выражать состояние своей души, своих мыслей и чувств, воплощать их в материальном мире в виде произведений своего искусства.

        Практическая деятельность по пирографии ориентирована на детей старшего возраста (возрастная категория 7-18 лет в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка). Перспективное планирование составлено по возрастам. Продолжительность организованной деятельности определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

        Прежде чем, приступить к практической деятельности, дети знакомятся с выжигательным аппаратом, с правилами пользования прибором. Особое внимание я уделяю соблюдению правил техники безопасности при работе с электровыжигателем. Эти правила мы постоянно проговариваем с воспитанниками перед началом практической работы.

       Изучив правила безопасности, переходим к правилам выжигания, далее приступаем к формированию практических навыков. И первый из них – это перевод рисунка на поверхность при помощи копировальной бумаги. Данный навык сначала отрабатывается на бумажной поверхности, а потом уже на поверхности дерева.

       Следующий шаг – это помочь ребенку правильно выбрать рисунок (эскиз). Эскиз подбирается с учетом образовательной темы, а также желания детей.

       Творческий процесс строится по принципу «от простого к сложному». Учитываются индивидуальные способности ребенка. Детям с более развитой моторикой пальцев рук предлагается рисунок для работы по сложнее, а детям со слабо развитой  рисунок попроще.

        Дети самостоятельно, с большим удовольствием переносят свой выбранный рисунок на доску при помощи копировальной бумаги. Эта необычная техника помогает преодолеть страх, помогает удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, а так же ощутить яркие положительные эмоции. После этого мы переходим к процессу выжигания.

       Прежде чем дети приступят к этому увлекательному творческому виду деятельности, мы знакомимся с приемами выжигания. С детьми, испытывающими трудности при работе с выжигательным       прибором, я применяю прием «Рука в руке».

       Процесс выжигания требует от воспитанников сосредоточенности, поэтому дети могут утомляться и значит, нам нужны минуты отдыха. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, которая очень нравится детям.

        В чередовании с пальчиковой гимнастикой можно проводить гимнастику для глаз, т. к. во время выжигания дети испытывают зрительное напряжение. Она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

         Многогранная деятельность  детей  на занятиях прикладным творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

        Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Новая, выжженная своими руками картинка, стимулирует развитие креативного мышления детей, приносит им огромное удовольствие и радость. И как результат занятия творческой деятельностью – это подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души.

Материал подготовлен специалистом по комплексной реабилитации (инструктор по труду) ГБУ РРЦ отделения реабилитации детей и подростков  ограниченных возможностями здоровья в Туймазинском районе и г.Туймазы РБ - Козловой Н.Е.

 

  

    

  

  

   

   

 

Обновлено 9 ноября 2021 Версия для печати

Государственное бюджетное учреждение Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является ведущим учреждением своего профиля в Республике Башкортостан. Учреждение осуществляет реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, а также семей, в которых дети воспитываются.

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Как быть самой лучшей мамой для своего ребенка?

Посмотреть ответ